Наставничество

“Учитель, преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны.

Важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям.

Давайте помнить об этом всегда!”                                                                                                                                Владимир Путин

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Целевая модель наставничества (ЦМН)

Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ Кубинской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.

Задачи внедрения целевой модели наставничества:

  • Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
  • Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
  • Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  • Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
  • Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Модель наставничества «ученик-ученик»

Образовательная поддержка:

Наставник помогает ученику устранить трудности в обучении либо раскрыть потенциал способному ребёнку. К примеру, разъясняет решение математических примеров или готовит к выступлению на предметной олимпиаде.

Социальная адаптация:

Наставник способствует успешной интеграции ребёнка в школьное сообщество, помогая адаптироваться новым ученикам, ребятам с особенностями поведения или ограничениями здоровья. Это может выражаться в знакомствах с одноклассниками, проведении совместных игр и развитии позитивных отношений среди ровесников.

Индивидуальная помощь:

Наставник оказывает поддержку подростку в преодолении жизненных трудностей, достижении целей и реализации амбиций. Если ребёнок хочет приобрести велосипед, наставник делится знаниями о финансовом планировании, учит правильно копить деньги и разумно ими распоряжаться.

Помимо двух основных участников — наставляемого ученика и старшего наставника — важную роль играет третья фигура — куратор. Куратор занимается подбором пар учеников и проводит обучение будущих наставников, обеспечивая методическую базу для их продуктивной деятельности.

При внедрении программы «Ученик—Ученик» в младших классах возникают специфические сложности, поскольку ученики начальной школы часто недостаточно организованы и самостоятельны. Без постоянного надзора педагога такие дети испытывают затруднения с самостоятельной работой как на занятиях, так и вне школы. Здесь на помощь приходят старшеклассники-наставники, контролируя выполнение домашних заданий, подготовку необходимой экипировки и другие аспекты повседневной жизни школьников.

Таким образом, взаимодействие всех участников проекта приобретает общественно значимый характер, ведь участники одновременно учатся сами и передают полученные знания другим. Личные интересы гармонично сочетаются с общественными интересами благодаря принципу взаимного обогащения знаниями и успехами.

Эта форма образовательной деятельности демонстрирует ясное совпадение между индивидуальными достижениями и общим благополучием группы: «Чем эффективнее я обучаю других, тем глубже и прочнее усваиваю материал сам».